Коммерсант.ru: Маэстро выстроил кадры

В столичном зале Crocus City Hall прошел большой концерт, посвященный 80-летию латвийского композитора Раймонда Паулса. БОРИС БАРАБАНОВ считает, что бодрость и масштаб личности именинника были важнее появления на концерте Аллы Пугачевой.

Раймонд Паулс родился в Риге за четыре года до того, как Латвия вошла в состав СССР, и дожил до поры, когда его бывшим согражданам для въезда в страну снова нужно оформлять визу. Организаторы его московского юбилейного вечера могли построить программу по хронологическому принципу, однако зрителям, пришедшим исключительно на шлягеры 1970–1980-х, вряд ли это было бы интересно. Достаточно было впечатляющей фотонарезки, в которой нашлось место детским и юношеским снимкам композитора. Можно было взять широтой и показать не только Паулса-эстрадника, но и Паулса-академиста, Паулса-кинокомпозитора, Паулса-джазмена и Паулса—автора музыки к балетам. Но это противоречит идее большого сборного концерта с телесъемкой. В кадре должно быть много известных лиц.

Удивительно, но, следуя заданному телевидением формату, Раймонд Паулс тем не менее избежал стандартных схем. Он не стал приглашать «рейтинговых» конферансье и комментировал все сам, иногда уступая эту роль другому музыканту — дирижеру Сергею Жилину, чей оркестр аккомпанировал большинству выступавших. Свои лучшие инструментальные темы Раймонд Паулс объединил в несколько блоков, при необходимости иллюстрируя их кадрами из соответствующих фильмов, и это работало не хуже звезд эстрады. Мелодии из сериала «Долгая дорога в дюнах» зрители аплодировали жарче, чем многим вокальным номерам. А в «Полюбите пианиста» блистательно солировал Сергей Жилин.

Первыми же обращенными к публике словами Раймонда Паулса были: «А чего у вас глаза такие грустные? Лайма Вайкуле говорит, что я хорошо сохранился». Начав с латышского юмора, композитор словно снял часть груза, который лежал и на его плечах, и на плечах зрителей. Все же в 80 лет играть полноценный концерт (а господин Паулс не ушел со сцены ни на минуту) могут, кроме него, считаные композиторы. Эннио Морриконе, Мишель Легран, может быть, кто-то еще. А зрители поняли, что им не придется закрывать глаза на присущие преклонному возрасту огрехи, все будет, как обычно, легко, элегантно, с правильной пропорцией драмы и легкости.

Концерт начался с двух внушительных сетов Валерия Леонтьева и Лаймы Вайкуле. У Валерия Леонтьева свои представления о том, что такое «современное звучание», поэтому в некоторых произведениях оркестру просто нечего было делать, звучали заранее записанные инструментальные треки с назойливой танцевальной «бочкой». Но даже в таких номерах Раймонд Паулс нет-нет да и касался клавиш рояля.

Контрастным по отношению к первой части концерта был выход Александра Малинина с громоподобной версией песни из репертуара Яака Йоалы «Подберу музыку». Вспомнилось, что господин Малинин — прекрасный рок-вокалист, который, сконцентрировавшись в своей карьере на романсе, не утратил рокерской мощи.

За Александром Малининым последовал большой блок песен в исполнении участников шоу «Голос». Среди них стоит выделить Мариам Мерабову с песней «Возвращение», требующей не только вокальных, но и актерских способностей. Прекрасно справились со своими номерами Интарс Бусулис («Я тебя рисую») и Георгий Юфа («Путь к свету»). В целом выпускники «Голоса» продемонстрировали ровное эстрадное качество, в очередной раз заставив задуматься о том, что песен такого уровня для них сейчас писать некому.

Парад состоявшихся телевизионных звезд (Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Ани Лорак) увенчался выходом Григория Лепса, который отвечал за организацию юбилейного вечера. Господин Лепс выдал ожидаемо душераздирающую версию песни из репертуара Аллы Пугачевой «На бис». А вслед за ним на сцену вышла и она сама.

Свое мини-отделение Алла Пугачева начала с «Билета на вчерашний спектакль», взяв чистую актерскую ноту с оттенком исповедальности. Следом прозвучала песня «Делу время». Алла Пугачева решила инсценировать соответствующий видеоролик тридцатилетней давности: была и смена туфель на высоком каблуке на более удобную обувь, и переодевание, и легкомысленный парик, и даже телефон, роль которого исполнил айфон певицы. Госпожа Пугачева даже исполнила нечто вроде короткого канкана. Больше подобных нагрузок она себе не позволяла, часто присаживалась на банкетку и в целом выглядела усталой. Перед тем как сорвать овации «Миллионом роз», Алла Пугачева исполнила песню «В белых клавишах берез» на стихи Андрея Вознесенского. По словам певицы, она долго ждала своего часа и наконец они с юбиляром представляют ее публике. Исполнение «Миллиона роз» сопровождалось выходом на сцену всех участников шоу и выносом десятков корзин с розами.

Раймонд Паулс был неотразим в этот вечер, но по дороге из «Крокуса» в метро зрители обсуждали, конечно, прежде всего, спортивную форму Аллы Пугачевой, а также гадали, какие из песен в концерте все же исполнялись под фонограмму.

Источник
http://www.kommersant.ru